Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Урок-конференция по теме "Оптические приборы и их использование"
 
Цель урока: обобщить знания учащихся, полученные при изучении раздела «Оптика» путем теоретического применения па практике.
Задачи урока:
Образовательные:
  • формировать умения применять полученные знания для объяснения принципа действия оптических приборов и их практического использования;
  • самостоятельно моделировать простейшие оптические системы;
  • дать возможность учащимся проявить свои творческие способности; подготовить их к участию в городской научно – практической конференции «Ступени к успеху».
Развивающие:
  • совершенствование интеллектуальных способностей и развитие речи учащихся;
  • формирование умений выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, доказывать свою точку зрения;
  • стимулирование интереса к предмету путем привлечения дополнительного материала и углубления знаний;
  • развитие коммуникативных умений и навыков учебно–исследовательской деятельности учащихся;
  • применение учащимися знаний на практике.
Воспитательные:
  • формировать познавательный интерес к предмету;
  • способствовать нравственному воспитанию, толерантного отношения друг к другу;
  • создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Форма работы: индивидуальная, групповая и фронтальная. Конференция проводится в течение 2-х уроков.
Информационно-техническое сопровождение урока:
  • Компьютерная презентация «Оптические приборы и их использование» (программа MS Power Point)
  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, экран, доклады, презентации, плакаты «Телескоп», «Микроскоп», «Фотоаппарат», модели «Глаз», «Перископ», «Телескоп», выставка оптических приборов изготовленных учащимися.
Подготовка к конференции:
Конференция является итоговым занятием по изучению раздела «Оптика». За 3 недели учащиеся делятся на группы, получают задания (примерный перечень тем):
1. Глаз – оптическая система.
2. Лупа.
3. Оптический микроскоп.
4. Телескоп.
5. Перископ.
6. Камера Обскура
7. Калейдоскоп
 Назначаются координаторы групп, группа экспертов и аналитиков.
Сообщения готовятся в виде Презентаций (Приложение №3 «Презентация учащегося по теме «Камера Обскура»), по возможности используются таблицы, оптические системы, модели, самодельные приборы.
Материалы тематики освещает следующие вопросы: по теме «Глаз – оптическая система» -  строение глаза, ход лучей, получение изображения, нормальное зрение, дефекты зрения, коррекция, советы по профилактике и сохранению зрения. Вопросы, освещаемые в остальных докладах - исторический материал, устройство, получение изображения, практическое применение, спектр современных возможностей данного устройства, презентация самодельных приборов. Группа экспертов изучает исследовательские работы учащихся, знакомится с самодельными приборами (Приложение 4).
После каждого доклада участники конференции задают членам выступающей группы интересные, тематические вопросы, вопросы практического характера. Учащиеся групп вопросы готовят заранее по теме конференции. Это предполагает большую подготовку всех учащихся, т.к. приходится обрабатывать достаточно много материала, касающегося всех тем конференции (некоторые примеры вопросов, подготовленные учащимися, находятся в Приложение 3). Возможны ситуации, в которых докладчик и состав его группы не могут ответить на тот или иной вопрос. В этих случаях ответить может любой участник конференции, что также отмечается экспертами в оценочном бланке Приложение 2, или вопрос дается на домашнее задание.
Проведение конференции
  1. Вступительное слово педагога о значении проведения данной конференции. Озвучивание регламента.
  2. Доклад «Глаз – оптическая система». Обсуждение.
  3. Доклад «Лупа». Обсуждение.
  4. Доклад «Оптический микроскоп». Обсуждение.
  5. Доклад «Телескоп». Обсуждение.
  6. Доклад «Перископ». Обсуждение.
  7. Доклад «Камера Обскура». Обсуждение.
  8. Доклад «Калейдоскоп». Обсуждение.
  9. Подведение итогов конференции: выступление экспертов, аналитиков, рефлексия.
Оценивание работы участников конференции:
1. Группа получает подготовительный оценочный бланк (Приложение 1), в котором координатор группы оценивает работу каждого учащегося при подготовке выступления (подбор материала, формирование текста, оформление презентации, подготовка демонстраций, моделирование).
2. При проведении конференции группой экспертов ведется оценивание различных видов деятельности выступающих (выступление, сопровождение выступления, актуальность вопросов, качество ответов) в бланке оценивания (Приложение 2).
3. Итоги подводятся по суммированию баллов из обоих бланков. Рассматриваются мнения и пожелания участников конференции.
4.Оценивание проводится по «5»бальной системе
5. Группа аналитиков анализирует итоги работы конференции.
6. Руководитель конференции проводит рефлексию.
 
ХОД   КОНФЕРЕНЦИИ
Для большинства людей слово «оптика» ассоциируется с обычными вещами: очками, линзами, оптическими магазинами. Взглянув с другой стороны, оптика тесно связана со всеми другими разделами физики, с современным качеством жизни: высокий уровень технических устройств на производствах, светотехника в медицине, фотография, кино, телевидение. На конференции мы осветим вопросы, касающиеся лишь некоторой части практического применения оптики.
Для проведения конференции предлагается следующий регламент: выступление – до 7 минут, обсуждение – до 5 минут, подведение итогов – до 5 минут.
Самый совершенный «прибор», дарованный природой человеку, животному миру – глаз. Поэтому мы и посвящаем ему первый доклад в нашей конференции.
1. Доклад «Глаз – оптическая система».
На законах геометрической оптики основано устройство и действие различных оптических приборов. Оптические приборы, вооружающие глаз, можно разделить на две группы: для рассмотрения мелких объектов (лупы, микроскопы) и для рассмотрения далеких объектов (бинокли, телескопы).
2. Доклад «Лупа».
3. Доклад «Оптический микроскоп».
4. Доклад «Телескоп».
Некоторые учащиеся изготовили самодельные оптические приборы, которые они представят на нашей конференции (перископ, камера Обскура, калейдоскоп).
5. Доклад «Перископ».
6. Доклад «Камера Обскура».
7. Доклад «Калейдоскоп».
Подведение итогов конференции: выступление экспертов, аналитиков, рефлексия.
Домашнее задание: Подготовить заметку в школьную газету «Десяточка», расположить материал на сайте школы, подготовить статью в СМИ города.
Итоги урока (см. Приложение №2 к уроку-конференции по теме "Оптические приборы и их использование и Приложение №3 Презентация учащегося по теме «Камера Обскура» к уроку-конференции "Оптические приборы и их использование").
 
Международная дистанционная игра-конкурс «Инфознайка» Nachalka.com - сайт для детей, родителей, учителей начальной школы Сеть творческих учителей. Интернет-портал «Культура.РФ» Единое окно доступа к образовательным ресурсам Международная олимпиада по основам наук Федеральный институт педагогических измерений Федеральный портал