Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Описание опыта работы по теме «Системно-деятельностный подход в обучении физике»
Номинация: "Обучение через деятельность"
Физика не может быть неинтересной! Именно эти слова наиболее точно выражают мое личное отношение к физике как к школьному учебному предмету. В этом я пытаюсь убедить и своих учеников. В последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.Физика как учебная дисциплина объективно обладает потенциальными возможностями организации процесса обучения, обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей учащихся.                   
Я считаю, что сегодня в преподавании необходимо перейти от объяснения нового к организации "открытия” его детьми. Это можно осуществить при помощи системы уроков на базе деятельностного подхода. Мне хотелось бы поделиться своим опытом реализации деятельностного подхода в обучении физике на примере темы «Световые волны» в 11 классе.
Наиболее удачным определением деятельностного подхода для меня является следующее высказывание:  «Деятельностный   подход   в   обучении  - это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельно-познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат» (Л.Н. Алексашкина, доктор педагогических наук, профессор института содержания и методов обучения РАО).
Для реализации системно-деятельностного подхода я использую разнообразные формы учебных занятий, что позволяет изучать учебный материал на нескольких уровнях:
  • на уровне первичного теоретического восприятия - на лекционных занятиях с демонстрационным экспериментом;
  • на уровне закрепления, систематизации и обобщения  - в ходе семинарских занятий, конференций;
  • на уровне практического применения - на занятиях по решению задач, в ходе лабораторных работ и физического практикума;
  • на уровне учебного «открытия» в ходе инновационных форм.
Свою работу по формированию учебно-познавательной компетенции старшеклассников в процессе обучения физике распределяю по следующим этапам:
  • Организационный - определение соотношения различных форм и методов обучения физике, отбор наглядных пособий, экспериментов;
  • Научно-методологический - разработка общей направленности, связи с жизнью, современностью, установление межпредметных связей;
  • Дидактико-методический - разработка рабочей программы: отбор содержания образования на данном этапе обучения, подбор учебно-методического комплекса. Разработка системы занятий по каждому разделу, включающая выбор формы проведения занятия, распределение часов, определение основного материала, ввод демонстраций, наглядных пособий, примерное домашнее задание; планирование учебных проектов и исследований;
  • Оценочный - возможные формы, методы и приемы оценки и анализа результатов учащихся. При реализации деятельностного подхода контроль должен носить характер самооценки: самостоятельного анализа достигнутого и планирование следующего этапа развития.
Приоритетным направлением в моей работе при  разработке учебного занятия является  организация деятельности учащихся. Деятельность старшеклассников должна быть активной, самостоятельной, творческой и должна носить инновационный характер. Эту деятельность можно реализовать используя групповую форму работы. Считаю, что групповая работа – одна из форм активизации учащихся. Технология обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии в значительной мере могут быть реализованы при групповой работе.
Работу в группах применяю при проведении уроков-конференций. На них заслушиваем презентации и сообщения ребят, выполняем демонстрации. Когда даю задания, предупреждаю, что нужно не только найти материал, но и критически его изложить, сделать обоснованные выводы, оценить достижения в этой области.
Я использую такие формы и методы работы, которые несут информацию об инновациях в атомной физике, энергетике, машиностроении, сведениями о практической значимости использования нанотехнологий. Это позволяет мне  обеспечить условия формирования системного, творческого и инновационного мышления как наиболее практико-ориентированного мышления. При достаточных знаниях предмета и развитых коммуникативных навыках учащихся мною широко  используются такие интерактивные формы обучения как дискуссия, дебаты, презентация и обсуждение технических конструкций, изготовленных самими старшеклассниками. В этой деятельности ярко проявляется деятельностный процесс.
Урок-семинар «Развитие взглядов на природу излучения» также предполагает групповую форму работы. Класс делится на 5 рабочих групп, примерно одинаковых по уровню подготовки. Семинар строится на сообщениях учащихся. В заключение семинара делаю обобщение и учениками заполняется таблица «Спектр электромагнитных излучений», при помощи которой систематизируются знания учащихся. 
При групповой работе я предлагаю учащимся использовать компьютер и другие технические средства. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.
При реализации элективных курсов «Фундаментальные эксперименты в физической науке: механика от Аристотеля и Ньютона до наших дней», «В лабиринте оптики» в 10, 11 оборонно-технических классах данный вид деятельности является наиболее эффективным.
Уроки физического практикума в 10, 11 профильных оборонно-технических классах, на которые отводится 40 часов, эффективно проводятся с использованием групповой формы, работы в парах, в группах в виде дискуссий, защиты своих проектов, с использованием компьютерной программы L-микро.
Включая учащихся в такую деятельность, я имею высокие результаты в обучении учащихся физике.  Большое внимание уделяю проведению физического практикума в профильных 10 и 11 классах. Физический практикум провожу методом погружения. Это способствует систематическому углубленному повторению пройденного материала, пониманию его на более высоком уровне. Результаты практикума свидетельствуют о глубоких практических умениях и навыках учащихся. Доля учащихся, выполнивших лабораторные работы физического практикума в 11 профильном классе от 53% до 65%.
Учитывая техническую направленность класса, провожу встречи с выпускниками школы, представителями ВУЗов разных специальностей, организую экскурсии в цеха, мастерские заводов «Прогресс» и «Аскольд». С 2009-2011 уч. г. в 10 и 11 классах были проведены следующие экскурсии: «Рентгеноструктурный анализ на производстве», «Волоконная оптика и её использование в технике и медицине»,  серия экскурсий в мастерские УПК завода «Прогресс» со знакомством работы токарных и фрезерных станков с программным управлением, посещением цехов по сборке вертолетов и просмотром фильма «Черная акула».
Считаю, что такая внеурочная деятельность способствует глубокой профориентационной работе.
Мои учащиеся выступают с учебно-исследовательскими работами, проектами на школьных и городских мероприятиях, имея следующие результаты.
 
Участие в городской конференции «Ступени к успеху»
 
Учебный год Фамилия, имя ученика Класс  Тема реферата, проекта Результат
2007-2008 Почуприн Андрей 9 В «Закон Архимеда и его применение» Диплом участника
Галимов Сергей 9 В «Оптические явления в атмосфере» 3 место
Кондратьева Анна 9 Э «Атмосферное давление» 2 место
2008-2009 Гаврилов Евгений «Давление в природе и технике» 1 место
2009-2010 Радченко Дмитрий 10 Э «Сотовые телефоны» 3 место
2010-2011 Бородина Наталья 11 Э «Шаровая молния – иллюзия или реальность» 1 место
Григорьев Роман 9 М «Статическое электричество» Диплом участника
Тимошин Евгений 9 М «Плавание тел» 2 место
Беляев Юрий 9 М «Оптические приборы и их использование» 3 место
 
 
Работы моих учащихся были опубликованы в сборнике «Материалы II городской научно-практической конференции старшеклассников «Ступени к успеху», «Материалы V городской научно-практической конференции школьников «Ступени к успеху».
Мои ученики принимают активное участие в школьных и городских олимпиадах, турнирах и брейн-рингах по предмету разного уровня. В 2010-2011 учебном году стали участниками VII Международной  олимпиады по основам наук, в заочном этапе «Олимпиады  атомных станций».
 
  Результаты участия в городских, краевых олимпиадах по физике за 5 лет
 
Учебный год Фамилия, имя ученика Класс  Мероприятия (городские, краевые) Результат
2007-2008 Кузнецов Андрей Городская олимпиада
Краевая олимпиада
1 место
5 место
2008-2009 Татюшев Михаил 9 В Городская олимпиада
Краевая олимпиада
1 место
7 место
2009-2010 Бородина Наталья 10 Э Городская олимпиада 1 место
2010-2011 Столбов Иван 8 В Городская олимпиада 1 место
 
 
Используемые мною технологии в урочной и внеурочной деятельности способствуют повышенной мотивации  учащихся к предмету, что подтверждается  на ЕГЭ в 11 классах. 
 
Результаты итоговой аттестации ЕГЭ
 
Год Количество уч-ся Средний балл  Средний балл в городе  Средний балл в крае
2008-2009 29 46,5 41,8 40,1
2009-2010 25 47,9 45,18 43,67
2010-2011 11 60,2 45,65 -
 
 Анализ результатов итоговой аттестации в 11 классах за последние три года свидетельствуют, что предмет «физика» востребован у учащихся, имеет высокий рейтинг среди других предметов. Так в 2008-2009 учебном году 29 учащихся выбрали физику на ЕГЭ, в 2009-2010 физику выбрали - 25, а в 2010-2011 учебном году – 11 учащихся. Результаты ЕГЭ по физике подтверждают глубокие и прочные знания учащихся, наблюдается  увеличение среднего балла.
Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках физики позволяет мне добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления. Деятельностный подход в обучении учащихся в сочетании с современными информационными технологиями существенно повышает эффективность образовательного процесса, решает задачи стоящие перед государством в воспитания творчески свободной личности.
 
Международная дистанционная игра-конкурс «Инфознайка» Nachalka.com - сайт для детей, родителей, учителей начальной школы Сеть творческих учителей. Интернет-портал «Культура.РФ» Единое окно доступа к образовательным ресурсам Международная олимпиада по основам наук Федеральный институт педагогических измерений Федеральный портал