Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Урок по физике в 11 классе по теме «Прямолинейное распространения света. Закон отражения света»
 
Форма учебной работы: традиционная с применением компьютерной технологии;  работа в группах.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактические цели:
  1. Изучить и объяснить законы прямолинейного распространения света и отражения света,  доказать закон отражения свет с помощью принципа Гюйгенса;
  2. Объяснить явление образования тени и полутени; построения изображений в плоском зеркале.
Задачи урока:
  1. Образовательные:
  • Изучить законы прямолинейного распространения света, явления отражения света  на примере исследования изображений в плоском зеркале, доказать отражение света с помощью принципа Гюйгенса, описывающего поведение волн;
  • обучить учащихся решению задач с использованием геометрических построений на закон прямолинейного распространения света  и закона отражения света.
  1. Воспитательные:
  • фор­мирование знаний о строении материи, системы взгля­дов на мир, познавательный интерес учащихся; учить находить и воспринимать прекрасное в природе.
  1. Развивающие:
  • способствовать развитию у учащихся  логического мышления, формировать умения концентрировать внимание, вести диалог, высказывать суждения, аргументировано отстаивать свое мнение;
  • выработать практические навыки в понимании законов физики через использование элементов  проблемно-поискового метода.
 
 
Место урока в разделе « Оптика»:
- урок проводится в 11 классе в качестве необходимого шага при  изучении оптических явлений в разделе «Геометрическая оптика».  Учащиеся познакомятся с двумя главными законами геометрической оптики – законом прямолинейного распространения света и законом отражения света. На данном уроке учащимся предстоит увидеть действие законов в реальных опытах, задачах. Глубокая и всесторонняя отработка данной темы создает хорошую основу для понимания учащимися в будущем более сложного закона геометрической оптики – закона преломления света.
Оборудование: мультимедийный проектор, диск с программным обеспечением «Кирилл и Мефодий»; презентация к уроку, плоское зеркало, экран, лампочка, ручка, таблица «Солнечные и лунные затмения», оптический диск, зеркало, источник тока, стеклянный полуцилиндр, модели «Калейдоскоп» и «Перископ», дидактический тестовый материал.
Ход урока
1. Организационный этап
2.  Актуализация опорных знаний
Ребята, мы начинаем изучать новый раздел физики - геометрическая оптика. В этом разделе изучается распространение света как луча. Любая наука или раздел науки опирается на основные положения – законы, аксиомы, постулаты  Геометрическая оптика в своей основе имеет три закона распространения света: закон прямолинейного распространения, закон отражения и закон преломления.
3. Изучение нового материала
Вопросы:
1. Что же такое свет? Слайд №1
 2. Какие источники света вы знаете? Слайд №2
Источники света мы видим потому, что создаваемое ими излучение попадает к нам в глаза. Предметы мы видим потому, что свет достигнув предмета, отражается от поверхности и рассеивается по всевозможным направлениям. Например, Луна светит не своим, отраженным солнечным светом. Вид Луны на небе постоянно меняется (происходит смена фаз Луны).  Слайд №3
 
Свет в однородной прозрачной среде распространяется прямолинейно. Впервые закон прямолинейного распространения света был сформулирован в III  веке до н.э. древнегреческим ученым Евклидом. Доказательством прямолинейного распространения света является образование тени и полутени. Слайд №4.
Предлагается учащимся в парах, используя оборудование, находящееся на столах, получить тень и полутень.
Лабораторный опыт №1 «Образование тени и полутени»
Цель опыта: получить тень и полутень, построить с помощью геометрических построений тень и полутень.
Оборудование: лампочка, источник тока, ключ, соединительные провода, карандаш, экран, картонный диск.
Учащиеся в тетрадях строят схемы образования тени и полутени. Приглашается ученик, который демонстрирует учащимся образование тени и полутени на демонстрационном оборудовании и комментирует результаты своей работы.
Закон прямолинейного распространения света объясняет такие природные явления как солнечные и лунные затмения. Группа учащихся класса провела глубокие теоретические исследования этих явлений, изучила различные источники информации и представляет классу свои презентации «Солнечные затмения в природе и науке» и «Лунные затмения. Фазы Луны». Слайд № 5.
Группа учащихся-экспертов высказали свои суждения по данным исследованиям. И отметили важность данных явлений в жизни человека.
3. Проблемный вопрос: Как будет вести себя свет, если на его пути имеется преграда?
Свет будет отражаться от этой преграды. Слайд №6, (плоское, вогнутое и выпуклое зеркало)
 Вам предлагается возможность самим проверить закон отражения света, сформулировать его и сделать соответствующее построение
Лабораторный опыт №2 «Проверка закона отражения света»
Цель опыта: проверить закон отражения света и сформулировать его.
Оборудование: лампочка, источник тока, ключ, соединительные провода, экран, плоское зеркало, транспортир.
 
Учащиеся в тетрадях строят угол падения и отражения света, измеряют углы и формулируют закон отражения света. Приглашается ученик, который озвучивает результаты работы и формулирует закон.
Закон отражения света имеет большое практическое применения в получении изображений в плоском зеркале, а в последующем и в оптических приборах. Построим изображение в плоском зеркале. Учащимся предлагается рассмотреть оптическую схему перископа и калейдоскопа, где используются закон отражения света. Эти приборы имеют простое строение и могут быть изготовлены учащимися самостоятельно.
Компьютерная презентация.
Отражение света происходит по закону отражения, который можно вывести из принципа, описывающего поведение волн. Этот принцип впервые был выдвинут современником Ньютоном Христианом Гюйгенсом. Гюйгенс – голландский физик и математик, создатель первой волновой теории света. Слайд №7
Согласно принципу Гюйгенса каждая точка среды, до которой дошло возмущение, сама становится источником вторичных волн. Для того чтобы, зная положение волновой поверхности в момент времени t, найти ее положение в следующий момент времени t+∆t, нужно каждую точку волновой поверхности рассматривать как источник вторичных волн. Поверхность, касательная ко всем вторичным волнам, представляет собой волновую поверхность в следующий момент времени. Этот принцип в равной мере пригоден для описания распространения волн любой природы: механических, световых и т. д. Гюйгенс сформулировал его первоначально именно для световых волн.
С помощью принципа Гюйгенса можно вывести закон, которому подчиняются волны при отражении от границы раздела сред. (слайд №8)
Вывод: Следовательно, угол отражения равен углу падения a=g;  из построения Гюйгенса, падающий луч, луч отраженный и перпендикуляр, восставленный в точке падения, лежат в одной плоскости. Эти два утверждения представляют собой закон отражения света.
Итак, из принципа Гюйгенса выведен закон отражения. Этот принцип позволяет с помощью простых геометрических построений находить волновую поверхность в любой момент времени по известной волновой поверхности в предшествующий момент.
4. Закрепление
 
Решение тестовых заданий «Проверь себя»:
 1. Распространение света от источника к приёмнику осуществляется…
             А. посредством переноса вещества.
             Б. путем передачи энергии излучением, видимым глазам.
             В. через особую среду, окружающую тела.
2. Луч света  в прозрачной однородной среде…
             А. распространяется  по произвольным, сложной формы линиям.
             Б. распространяется прямолинейно.
3. Источники света бывают…   X. естественные и Y. искусственные.
                  Выберите из приведённого списка X и Y:
             А. Костёр.   Б. Солнце.   В. Уличный светильник.   Г. Светлячок.
             Д. Электросварка.   Е. Собака Баскервилей.   Ж. Гнилушка.
4. Образование тени от предмета является доказательством…
             А. наличия источника света.
             Б. прямолинейности распространения света.
5. Полутень образуется в том случае, если…
             А. свет попадает на предмет от точечного источника света.
             Б. источник света имеет значительные размеры с учётом
                 расстояния до предмета и его размеров.
 
5. Домашнее задание
 
Параграф 60, вопрос 1, 2; №1022, 1025. Предлагается изготовить оптический прибор калейдоскоп или перископ
 
6. Итоги урока (см. Приложение №1 к уроку по физике в 11 классе по теме «Прямолинейное распространения света. Закон отражения света»).
Международная дистанционная игра-конкурс «Инфознайка» Nachalka.com - сайт для детей, родителей, учителей начальной школы Сеть творческих учителей. Интернет-портал «Культура.РФ» Единое окно доступа к образовательным ресурсам Международная олимпиада по основам наук Федеральный институт педагогических измерений Федеральный портал