Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Открытый урок «Давление газов. Закон Паскаля»
 
Урок физики был проведен в 10 оборонно-техническом классе 29.02.2016г. Класс профильный, оборонно-технический, состоит только из мальчиков. Дети разные по уровню знаний. В этом классе физика является профильным предметом. На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, а на физический практикум отводится 20 часов.
 
Предмет: физика
Тема урока: «Давление газа. Закон Паскаля»
Данный урок -  продолжение темы «Основное уравнение МКТ»  в разделе  «Молекулярно - кинетическая теория»
Использование элементов педагогических технологий:
 • исследовательской деятельности;
 • критического мышления;
 • проблемного обучения;
 • деятельностного подхода.
Форма: урок-исследование с использованием групповой формы работы
Главной методической идеей является построение урока на деятельностной основе.
Пропедевтика темы данного урока осуществлялась:
7 класс  - физика   -   Давление твердых тел, жидкостей и газов
Вид урока: закрепление изученных знаний, с помощью экспериментальных исследований.
Тип урока: комбинированный.
Место урока в системе уроков:  первый урок по теме «Основное уравнение МКТ» раздела «Молекулярно-кинетическая теория».
Цели урока:
Образовательные:
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по разделу «Давление твердых тел, жидкостей и газов»;
- формирование знаний о физической природе давления газа, причинах его возникновения;
- формирование у учащихся на уроке активной исследовательской деятельности по  выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин;
- формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников.
 
Развивающие:
- развитие навыков работы в группах;
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать материал, процесс собственной учебной деятельности);
- формирование умений анализировать полученную информацию;
- формирование умения слушать и вступать в диалог;
- развитие коммуникативных способностей у учащихся.
 
Воспитательные:
- формирование у учащихся представления о давлении газов, входящее в систему знаний взглядов на мир;
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
- формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- формирование у учащихся положительного отношения к самостоятельному поиску знаний.
 
Этапы урока:
  1. Мотивационный (вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели и темы урока)
  2. Ориентировочный (Актуализация знаний) (выявить имеющиеся знания по теме; организовать совместное с учителем планирование и выбор метода получения информации)
  3. Поисково-исследовательский (организовать поиск решения проблемы по средствам физического эксперимента)
  4. Практический этап (Обеспечить применение полученных знаний при выполнении тестовых заданий)
  5. Рефлексивно-оценочный (Обеспечить осмысление процесса и результатов учебной деятельности).
 
На уроке была поставлена цель: исследование давления газов.  Обозначенная цель решалась посредством реализации задач: теоритически и экспериментально проверить выполнение закона Паскаля и установить зависимость между давлением, силой давления, площадью опоры. Именно эти задачи были на уроке ключевыми. Кроме того, на уроке были реализованы задачи формирования у учащихся научного мировоззрения путем изучения закономерностей протекания физических процессов; развития исследовательской культуры: умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; делать выводы по результатам эксперимента.
Композиционно, методологически урок ориентирован на реализацию деятельностного подхода, на поддержание инициативы и творчества ученика. Урок носил практическую направленность, основан на серии экспериментальных исследований, на основании которых ученики делали выводы, умозаключения, оформляли результаты наблюдений в виде опорной таблицы.  Использование активных форм и методов обучения: анализ жизненного опыта; обучение через деятельность; исследовательская деятельность; «оценочная» деятельность обучающихся, способствовало поддержанию интереса учащихся на уроке.  Материал подобран с учетом профиля, психологических и возрастных особенностей класса. Для изучения материала был использован проблемно-поисковой метод.
На уроке рационально распределено время. Все этапы логически связаны между собой, отличаются завершенностью; сопровождаются наличием выводов, к формулированию которых привлекаются учащиеся. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, ученикам необходимо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Старалась на всех этапах выступать в роли консультанта, помогая ставить задачи, планировать шаги к достижению цели.
На мой взгляд, материал урока выдан на современном уровне и направлен на формирование целостной картины мира. Анализ графиков, табличных данных, решение качественных задач позволили закрепить знания по теме урока.
Активное восприятие учебного материала способствовало выработке у обучающихся предметных, метапредметных, личностных и коммуникативных компетенций.
В направлении личностного развития акценты на данном уроке были сделаны на развитие логического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту.
В плане формирования метапредметных компетенций мною использованы общие способы развития у учащихся интеллектуальных видов деятельности, таких как формулирование темы и цели урока, выдвижение гипотез, наблюдение и анализ, формулирование выводов на основе наблюдений, а также развитие представлений о физических явлениях как форме описания и методе познания действительности.  На уроке учащиеся с моей помощью продолжают осваивать методику научного исследования, этапы научного познания.
Работа на уроке была направлена  и на формирование коммуникативных УУД, таких как активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата, допускать существование различных точек зрения, работать в сотрудничестве (в группах).
В структуре системно-деятельностного подхода особое место отводится мотивационной составляющей,  рефлексивно-оценочной деятельности.
На  уроках стараюсь оптимально сочетать виды деятельности: письменную и устную, работа с компьютером чередуется с работой в тетрадях, работой у доски. Это способствует  сохранению здоровья школьников.
Учащиеся были активны и организованы на всех этапах урока, заинтересованы в овладении знаниями, показали умения творческого применения знания, умений и навыков, способность к формулированию выводов и обобщений. Психологический климат на уроке комфортный, ребята доброжелательны друг к другу и к учителю.
Учебное время на уроке использовалось эффективно. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей детей.
Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведенный урок достиг. 

 
Физический практикум
 Лабораторная работа
Тема: Давление газов. Закон Паскаля
 
Цель работы: Исследование давления газов.
 
Оборудование:
1  Беспроводное устройство связи "Кобра 4" (Mobile Link)
2  Карта памяти SD
3  Датчик погоды "Кобра 4" измерения атмосферного давления
4  Пластиковый пакет
5  Поднос
6  Гиря 50 г, 1 шт.
7  Программное обеспечение "Кобра 4" и школьная лицензия
8  Персональный компьютер
 
Порядок выполнения работы
 Для того чтобы заполнить пакет воздухом, оставьте в нем маленькое отверстие. Пакет должен быть надут настолько сильно, чтобы поднос, лежащий на нем, не касался беспроводного устройства связи или датчика.
Соберите установку для проведения эксперимента.
 
Эксперимент №1
Независимость давления воздуха от положения датчика давления.
 
Давление определяется как отношение силы давления к  площади поверхности.
Давление определяется формулой  p=F/S , где
F – сила давления, действующая на поднос;
S - площадь поверхности.
 
По формуле F=mg рассчитайте силу давления. Найдите площадь подноса S=ПR2.
Чтобы определить, как зависит давление от положения датчика, вычтите давление без груза из давления с грузом.
∆p=p1- p0, где
         p0 - давление без груза;
         p1 - давление с грузом;
         ∆p - изменение давления.
Задание
Датчик давления вмонтирован в датчик погоды. Положите датчик давления в пакет и заполните его воздухом.  На пакет установите поднос и поставьте на него гирю массой 50 г. Повторите опыт, измените положение датчика, поставив его на ребро.
Считывайте данные с карты памяти с помощью компьютера. Запишите измерения в таблицу №1.

 
Таблица №1
 
№ п/п Положение датчика m,кг Fg ,H p0, гПа p1, гПа ∆p, гПа
1 Вертикально (на ребро) 0,05        
2 Горизонтально 0,05        
 
 Сравните полученные данные и сделайте вывод.
Эксперимент №2
Зависимость давления газа от силы давления (увеличение массы груза)
 
Давление определяется как отношение силы давления к  площади поверхности.
Давление определяется формулой    p=F/S , где
F – сила давления, действующая на поднос;
S - площадь поверхности.
 
По формуле F=mg рассчитайте силу давления. Найдите площадь подноса S=ПR2.
Чтобы определить, зависимость давления от силы давления, вычтите давление без груза из давления с грузом.
∆p=p1- p0, где
         p0 - давление без груза;
         p1 - давление с грузом;
         ∆p - изменение давления.
Задание
Сравните, давления, производимые различными гирями на пакет с воздухом. Для этого положите датчик давления в пакет и заполните его воздухом.  Установите поднос на пакет и запишите показания датчика давления без гирь и с гирями массой 50 г,  100г, 150г.
Считывайте данные с карты памяти с помощью компьютера и занесите эти данные в таблицу №1.

 
Таблица 1.
№ п/п m, кг Fg , H p0, гПа p1, гПа ∆p, гПа
1 0,05        
2 0,1        
3 0,15        
 
Постройте график зависимости изменения давления газа (∆p) от силы давления груза (Fg). Сделайте вывод.
 
Эксперимент №3
Зависимость давления газа от силы давления (уменьшение массы груза)
 
Давление определяется как отношение силы давления к  площади поверхности.
Давление определяется формулой   p=F/S , где
F – сила давления, действующая на поднос;
S - площадь поверхности.
 
По формуле F=mg рассчитайте силу давления. Найдите площадь подноса S=ПR2.
Чтобы определить, зависимость давления от силы давления, вычтите давление без груза из давления с грузом.
∆p=p1- p0, где
         p0 - давление без груза;
         p1 - давление с грузом;
         ∆p - изменение давления.
Задание
Сравните, давления, производимые различными гирями на пакет с воздухом. Для этого положите датчик давления в пакет и заполните его воздухом.  Установите поднос на пакет и запишите показания датчика давления без гирь и с гирями массой 150 г,  100г, 50г.
Считывайте данные с карты памяти с помощью компьютера и занесите эти данные в таблицу №1.
 Таблица 1.
№ п/п m, кг Fg, H p0, гПа p1, гПа ∆p, гПа
1 0,15        
2 0,1        
3 0,05        
 
Постройте график зависимости изменения давления газа (∆p) от силы давления груза (Fg). Сделайте вывод.
 
Эксперимент №4
Зависимость давления газа от площади опоры
 Давление определяется как отношение силы давления к  площади поверхности.
Давление определяется формулой   p=F/S , где
F – сила давления, действующая на поднос;
S - площадь поверхности.
 
По формуле F=mg рассчитайте силу давления. Найдите площадь подноса S=ПR2.
Чтобы определить, зависимость давления газа от площади опоры, вычтите давление без груза из давления с грузом.
∆p=p1- p0, где
p0 - давление без груза; 
p1 - давление с грузом;      
∆p - изменение давления.
Задание
Сравните, давления, производимые одной  гирей массой 50г на подносы разной площади. Для этого положите датчик давления в пакет и заполните его воздухом. На пакет необходимо положить поднос с наименьшей площадью и записать показания датчика без гири и с гирей 50г. Далее следует повторить эксперимент два раза, увеличивая площадь подноса.
 Считывайте данные с карты памяти с помощью компьютера и занесите эти данные в таблицу №1.

 
Таблица 1.
№ п/п m, кг S, м2 Fg, H p0, гПа p1, гПа ∆p, гПа
1 0,05          
2 0,05          
3 0,05          
 
 
Сравните полученные данные. Сделайте вывод.
 
Тест «Давление газов. Закон Паскаля»
10 класс
1. В каком состоянии вещество передаёт оказываемое на него давление только по направлению действия силы?
a. Только в газообразном
b. Только в жидком.
c. Только в твердом
d. В газообразном и жидком.
2. Давление в жидкостях и газах передаётся во все стороны без изменений. Каким из приведённых ниже рассуждений и опытов можно это подтвердить?
a. Если в стеклянную трубку, нижнее отверстие которой закрыто тонкой резиновой плёнкой, нальём воду, то с ростом высоты столба жидкости резиновое дно трубки пригибается всё больше и больше.
b. Бумажный стаканчик из-под мороженого не разрывается. Если налить в него воду, а если налить ртуть – стаканчик разрывается.
c. Футбольная камера и мыльные пузыри принимают форму шара.
d. Дно ведра и дно кувшина испытывают одинаковое давление, если высота столба жидкости в них одинакова.
3. Какое из утверждений является законом Паскаля?
a. Давление газа тем больше, чем выше температура газа.
b. При уменьшении объёма газа его давление увеличивается.
c. Давление газа на стенки сосуда вызывается ударами молекул газа.
d. Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся в любую точку одинаково во всех направлениях.
4. Укажите, какой из приведённых фактов НЕ связан с законом Паскаля.
a. Мыльный пузырь имеет форму шара.
b. Если из малокалиберной винтовки выстрелить в варёное яйцо, в нём образуется отверстие. Если же выстрелить в сырое яйцо, то оно разлетится.
c. Жидкости легко меняют свою форму и принимают форму сосуда, в который их наливают.
d. Футбольная камера при накачивании в неё воздуха принимает форму шара.
5. В какой среде действует закон Паскаля?
a. Только в жидкости.
b. Только в газе.
c. Только в твёрдых телах.
d. В жидкостях и газах
6. Что происходит с молекулами газа при уменьшении объёма сосуда, в котором находится газ?
 a. молекулы начинают быстрее двигаться
 b. молекулы начинают медленнее двигаться
 c. среднее расстояние между молекулами газа уменьшается
 d. среднее расстояние между молекулами газа увеличивается
7. От чего зависит давление газа?
 a. от числа молекул
 b. от температуры газа
 c. от формы сосуда, в котором находится газ
Карта самооценки учащегося знаний, умений и навыков по теме: «Давление газа. Закон Паскаля»
3 балла – знаю очень хорошо, самостоятельно быстро и правильно отвечаю на задания;
2 балла – знаю частично, пользуюсь учебником, часть  знаний выполняю самостоятельно, консультируюсь с учителем или с одноклассниками.
1 балл – знаю не очень хорошо, требуется помощь при выполнении заданий.
 
ФИО учащегося   _____________________________________________________________
  Содержание Возможные баллы Баллы, поставленные учеником Баллы,  поставленные учителем
Решаю задачи Знаю Формулу давления 1-3 балла    
Единицы измерения давления 1-3 балла    
Определение давления 1-3 балла    
Способы измерения давления 1-3 балла    
Формулировку закона Паскаля 1-3 балла    
Умею Находить силу давления, зная давление и площадь поверхности 1-3 балла    
Приводить примеры уменьшения и увеличения давления в технике и природе 1-3 балла    
Объяснять давление газа с позиции МКТ 1-3 балла    
Применить полученные знания в решении разного вида задач по теме «Давление» 1-3 балла    
Имею навык Работать с цифровой лабораторией «Кобра 4» 1-3 балла    
Анализировать графики 1-3 балла    
Математических вычислений 1-3 балла    
Составления опорных таблиц 1-3 балла    
 
 
Международная дистанционная игра-конкурс «Инфознайка» Nachalka.com - сайт для детей, родителей, учителей начальной школы Сеть творческих учителей. Интернет-портал «Культура.РФ» Единое окно доступа к образовательным ресурсам Международная олимпиада по основам наук Федеральный институт педагогических измерений Федеральный портал